В ИКИ РАН прошла Летняя космическая школа — 2024
В конце июля — начале августа 2024 года в Институте космических исследований Российской академии наук (ИКИ РАН) прошла Летняя космическая школа-2024, которая ежегодно собирает молодых ученых, студентов, аспирантов и школьников, увлеченных космосом и его исследованием. Это мероприятие предоставляет участникам уникальную возможность углубить свои знания и навыки в области космических наук под руководством ведущих экспертов.
Программа школы включала семь секций:
- Баллистика и орбитальная механика;
- Спутникостроение и космическая связь;
- Дистанционное зондирование;
- Научная журналистика;
- Космическая медицина и биология;
- Планетные исследования;
- Гелиофизика и межпланетная среда;
- Ракетно-космическая техника.
Программа Летней космической школы состоит из лекций, практических занятий и круглых столов, на которых обсуждаются актуальные вопросы и последние достижения в космических исследованиях. Участники могут работать с данными, полученными с космических аппаратов, и участвовать в исследовательских проектах, развивая навыки анализа и интерпретации космических данных.
Самая большая секция — «Спутникостроение и космическая связь» — объединила участников, интересующихся проектированием и созданием спутников, а также вопросами, связанными с получением данных из космоса. Преподаватель секции — Пашков Дмитрий Александрович, главный конструктор малых космических аппаратов «Рузаевка-390» и «Мордовия», разработчик космических систем связи и обработки информации проектного офиса «Space-π», сотрудник НИИ ядерной физики имени Д. В. Скобельцына Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова.
Под руководством Дмитрия Пашкова участники секции занимались проектированием антенн и наземных приёмных станций для получения данных дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) с космических аппаратов. Они также осваивали основы управления космическими аппаратами на орбите, изучали структуру центра управления полётами, учились писать и загружать циклограммы на спутник, а также изучали специализированное программное обеспечение, необходимое для этих задач.
Одним из ключевых элементов программы стала возможность управления малыми космическими аппаратами (МКА) MONITOR-3 (RS58S) и MONITOR-4 (RS57S) [спутники НИИ ядерной физики имени Д. В. Скобельцына МГУ], UTMN-2 (RS27S) [спутник Тюменского государственного университета], VIZARD-METEO (RS38S) [спутник ООО «НИС», г. Москва], NANOZOND-1 (RS49S) [спутник Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева] запущенных по программе «Space-π» (проект программы «Дежурный по планете», организуемый при поддержке Фонда содействия инновациям), что предоставило участникам уникальный опыт в работе с реальными спутниками. Участники использовали бортовые камеры МКА для съемки поверхности Земли, а после анализировали полученные данные.
Этот практический опыт значительно расширил возможности секции, позволив глубже понять процессы, связанные с управлением спутниками:
- формулировка задачи миссии;
- выбор спутника для выполнения задачи;
- планирование времени съемки для обеспечения покрытия нужного района в оптимальное время с учетом облачности и других погодных условий;
- составление циклограммы на съёмку;
- отправка команд на спутник для выполнения запланированных съемок;
- получение данных на собранные наземные станции;
- обработка космических снимков для извлечения нужной информации.
Полученные данные со спутников участниками Летней космической школы на самодельные станции 137 MHz:
Полученные данные со спутников проекта «Space-π» участниками Летней космической школы на самодельные станции 436 MHz:
В этом году в рамках Летней космической школы произошло активное взаимодействие между секциями «Спутникостроение и космическая связь» и «Дистанционное зондирование», что значительно обогатило образовательный процесс. Снимки, полученные со спутника VIZARD-METEO (RS38S) и MONITOR-4 (RS57S), использовались для практического обучения в секции «Дистанционное зондирование». Под руководством заведующего лабораторией и старшего научного сотрудника центра «ИКИ-Мониторинг» Михаила Александровича Бурцева, участники занимались обработкой и анализом этих данных с помощью специализированного программного обеспечения. Это дало участникам возможность приобрести ценные навыки обработки и интерпретации данных дистанционного зондирования, которые востребованы в научных и прикладных проектах.
Помимо лекций и практических занятий, участники секции «Спутникостроение и космическая связь» также принимали участие в мастер-классах по спутникостроению на образовательных конструкторах спутников от российской частной космической компанией «Sputnix» и конструкторе от команды «Образование будущего».
Конструктор спутника от компании «Sputnix», с которым работали участники, был идентичен тем, что используются на реальных орбитальных аппаратах в космосе, таких как MONITOR-3 (RS58S), MONITOR-4 (RS57S), UTMN-2 (RS27S), VIZARD-METEO (RS38S) и NANOZOND-1 (RS49S). Это позволило получить уникальный опыт работы с системами, аналогичными тем, что используются в космических миссиях и понять глубже процесс управления космическими аппаратами.
Педагоги и лекторы Летней космической школы в ИКИ РАН не только предоставляют участникам возможность расширить свои знания и приобрести практические навыки, но и создают уникальную среду для профессионального роста и развития. Благодаря их опыту и энтузиазму, молодые ученые, студенты, аспиранты и школьники могут глубже погрузиться в изучение космоса, получить ценные наставления и вдохновение для своих будущих научных исследований. Такой подход способствует формированию нового поколения исследователей, готовых решать сложные задачи и открывать новые горизонты в области космических наук.
Ждем всех на Летней космической школе — 2025!
————–
– Наш чат в Telegram для консультативной поддержки и просто для общения – https://t.me/amateursat
– Наш канал в Telegram – https://t.me/r4uab_ru
– Наша группа в VK – https://vk.com/r4uab_ru
– Наша группа в Одноклассниках – https://ok.ru/group/56474542801028